СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Новости

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ПРЕМЬЕРА ЛЕГЕНДАРНЫХ «СОНАТ-ГРАВЮР» ГЕНРИХА БИБЕРА СОСТОЯЛАСЬ В ДВГИИ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ПРЕМЬЕРА ЛЕГЕНДАРНЫХ «СОНАТ-ГРАВЮР» ГЕНРИХА БИБЕРА СОСТОЯЛАСЬ В ДВГИИ

6 мая 2017 года в Дальневосточном государственном институте искусств впервые прозвучал уникальный скрипичный цикл австрийского композитора эпохи барокко Генриха Бибера. Его «Мистические сонаты-гравюры» представили публике скрипачка, руководитель ансамбля старинной музыки Regina Angelorum, лауреат международных конкурсов Регина Добычина и аккомпанирующая группа музыкантов — Зоя Савельева (орган, клавесин), Анна Мисайлова (виолончель) и Алексей Веланский (лютня). Данное исполнение стало первым живым воспроизведением этого сложнейшего цикла не только в Приморском крае, но и на всём Дальнем Востоке.


Музыку Генриха Бибера, открытия которого в XVII веке предвосхитили дальнейшее развитие скрипичного исполнительства, ещё только начинают узнавать в России. Этот композитор является ярким представителем «цифрового» музыкального символизма, и одно из его самых известных произведений — цикл «Мистических сонат-гравюр», или «Розарий». В него входят 15 сонат для скрипки и бассо континуо (небольшого ансамбля) и заключительная пассакалия для скрипки соло. До наших дней дошло первое издание цикла, где партитура каждой из сонат украшена гравюрой, иллюстрирующей тайну Святого Розария, которой она посвящена. Таким образом, все сонаты имеют сюжет, связанный с тем или иным событием из жизни Девы Марии.


Ещё одной особенностью цикла является его исключительная виртуозность для скрипача-солиста. Почти для каждой из сонат композитор предписывает особую настройку струн инструмента — скордатуру, из-за чего весь «Розарий» вживую исполняется крайне редко.


«Частая перенастройка скрипки создаёт определённые сложности для исполнителя, в том числе — психологические. Это очень странное ощущение, когда ты прижимаешь струну и рефлекторно ожидаешь услышать одну ноту, а звучит совершенно другая. При таком раскладе ты не можешь контролировать точность попадания несколькими способами — не только визуально, но и по слуху или за счёт вибрации. В этом произведении подобное невозможно: нужно быть технически безупречным и попадать на струны максимально точно», — прокомментировала Регина Добычина.


Из-за применения скордатуры для живого концерта солистке потребовалась не одна, а четыре скрипки и помощь ассистента. По неофициальным данным, Регина Добычина станет третьим музыкантом в стране, отважившимся на подобный музыкальный подвиг. В качестве аккомпанирующих инструментов, помимо органа, клавесина и виолончели, была задействована также настоящая лютня, заказанная специально для данного события. Ведущей концерта выступила музыковед, аспирантка Института искусств, автор просветительских курсов по классической музыке Наталья Рогудеева.