СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Инклюзивное образование

О создании условий в ФГБОУ ВО ДВГИИ для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)


Деятельность ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный институт искусств» по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья регламентируется следующими нормативными актами:


Нормативные и методические документы



Международные документы

Федеральные законы

Указы Президента Российской Федерации

Постановления и Распоряжения Правительства Российской Федерации

Нормативные правовые документы Минобрнауки России

Методические материалы

Локальные нормативные акты ФГБОУ ВО ДВГИИ



Ведение специализированного учета инвалидов и лиц с ОВЗ на этапах их поступления, обучения и трудоустройства

В ДВГИИ организован специализированный учет студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. С их письменного согласия на имя ректора института.



Особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

ДВГИИ обеспечивает проведение вступительных испытаний для поступающих из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Специальные условия предоставляются поступающим из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий.


Обеспечение инвалидам и лицам ОВЗ условий доступности зданий и безопасного нахождения в них


В  институте продолжается работа по созданию безопасной среды и повышению уровня доступности зданий и сооружений потребностям инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В настоящий момент приобретено и установлено следующее оборудование:


  • леера у центрального входа в главный корпус института
 
 
  • турникет с расширенной зоной прохода
 
  •  пандус в фойе главного корпуса института
 
 
  • санитарный узел (специализированный туалет) оборудованный для безопасного самостоятельного доступа к средствам гигиены: специализированный унитаз, поручни, раковина, диспенсер
 
  •  кнопка-звонок вызова в санитарном узле
 
 
  • система противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами
 
  •  учебные кабинеты и технические помещения оснащены тактильными табличками со шрифтом Брайля
  





Материально-техническое обеспечение и оснащенность  образовательного процесса

В институте ведется работа по адаптации учебного процесса под потребности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для осуществления учебного процесса приобретено и установлено следующе оборудование:

  • терминал вывода данных (ЖК телевизор) Samsung 5000 UE46D5000PW;

  • моноблок для слабовидящих пользователей Intel I-3, 21”;

  • акустическая система ближнего звукового поля Yamaha MSP5;

  • проектор Optoma EW 766;

  • экран 250х200 (4:3) настенно-потолочный рулонный;

  • в библиотеке на компьютерах установлена программа NVDA (Non Visual Desktop Access), которая позволяет незрячим или людям с ослабленным зрением работать на компьютере без применения зрения, выводя всю необходимую информацию с помощью речи.

  • Официальный сайт ДВГИИ адаптирован для лиц с нарушением зрения (имеется версиея для слабовидящих).




Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса
В соответствии с п.8 ст.79 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. Руководствуясь данным положением и исходя из индивидуальных потребностей обучающихся в ДВГИИ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается:

  • возможность включения в вариативную часть образовательной программы специализированных адаптационных дисциплин (модулей);

  • приобретение печатных и электронных образовательных ресурсов, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся инвалидов;

  • определение мест прохождения практик с учетом требований их доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

  • проведение текущей и итоговой аттестации с учетом особенностей нозологий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

  • разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

  • обучение инвалидов и лиц с ОВЗ  может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах

.

2.Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья установлен особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура». В методической разработке «Особенности проведения дисциплины «Физическая культура» для лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДВГИИ»  даны рекомендации адаптивной физической культуры как составной части комплексной реабилитации инвалидов.


3.Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и студенты с ограниченными возможностями здоровья, возможно применение  звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных и других средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.


4. Форма проведения текущей и итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья  может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.), при необходимости лицу с ограниченными возможностями здоровья может быть предоставлено дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.


5.Для данной категории студентов, при необходимости, может быть разработан индивидуальный учебный план с индивидуальным графиком посещения занятий.


6.В случае необходимости, при обращении инвалида или лица с ограниченными возможностями здоровья в деканат, ему может быть оказано содействие в определении мест прохождения учебных и производственных практик с учетом ограничений возможности здоровья. При определении учебной и производственной практик учитываются рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные  в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.


Организация образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий


Институт успешно формирует электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС) целью которой является обеспечение информационной открытости ДВГИИ и обеспечение возможности удаленного доступа к информационным и образовательным ресурсам института.  Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечен доступ к электронным образовательным ресурсам, независимо от места нахождения студента. Составными компонентами ЭИОС ДВГИИ являются:

  • официальный сайт ДВГИИ, режим доступа:http://dv-art.ru;

  • официальная группа ВКонтакте для обучающихся и работников ДВГИИ, режим доступа: https://vk.com/club3095134;

  • официальная группа Facebook для обучающихся и работников ДВГИИ, режим доступа: https://www.facebook.com/dvgai.ru/

  • официальная группа Twitter для обучающихся и работников ДВГИИ, режим доступа: https://twitter.com/vl_dvgai;

  • внешняя корпоративная почта mail@dv-art.ru;

  • форма обратной связи «Вопрос-ответ», режим доступа: http://www.dv-art.ru/eiee/question-answer/

  • социальная сеть ДВГИИ (форум), режим доступа: http://forum.dvgai.ru

  • ЭИБС (электронный каталог библиотеки) ДВГИИ на платформе АИБС «Мarc-SQL», режим доступа:http://lib.dvgai.ru;

  • ЭБС «Книгафонд», обеспечивающая доступ пользователям ЭИОС (в том числе авторизованный к полнотекстовым документам) к информационным ресурсам, режим доступа: http://www.knigafund.ru/;

  • ЭБС«Лань», обеспечивающая доступ пользователям ЭИОС (в том числе авторизованный к полнотекстовым документам) к информационным ресурсам, режим доступа: https://e.lanbook.com/books.

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий осуществляется на основании  Порядка реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ДВГИИ.  


Комплексное сопровождение образовательного процесса
и здоровьесбережение


Комплексное сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья привязано к структуре образовательного процесса. В институте имеется возможность осуществлять организационно-педагогическое сопровождение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Данное сопровождение направлено на контроль учебы студента с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса. Оно включает контроль посещаемости занятий, помощь в организации самостоятельной работы, организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов, контроль текущей и промежуточной аттестации, помощь в ликвидации академических задолженностей.

Студенты с ограниченными возможностями здоровья имеют свои специфические особенности  восприятия, переработки материала. В институте имеется возможность проводить подбор и разработку учебных материалов   в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Студенты с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность работы с  удаленными  ресурсами электронно-библиотечных систем. В библиотеке института предусмотрена возможность масштабирования текста и изображений без потери качества. Также, на компьютерах установлена программа NVDA, позволяющая незрячим или людям с ослабленным зрением работать на компьютере без применения зрения, выводя всю необходимую информацию с помощью речи.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в институте  установлен особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» на основании соблюдения принципов здоровьесбережения. Особенности освоения данной дисциплины лицами с ограниченными возможностями здоровья отражены в методической разработке заведующей кафедрой физического воспитания Суворовой С.Н. «Особенности проведения дисциплины «Физическая культура» для лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДВГИИ» для лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДВГИИ» (ссылка).

Для студентов с ограничениями движения проводятся занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта. Студенты с нарушениями слуха и зрения могут выбрать подвижные занятия адаптивной физкультурой на открытом воздухе или в спортивных залах, а также занятия на специальных тренажерах общеукрепляющей направленности. Все занятия проводят  профессиональные специалисты.